Бизнес задумался о возвращении «святых 90-х». Это логично?

На минувшей неделе на сайте аудиторской компании «PwC Россия», одной из задач которой обозначено укрепление доверия общества к бизнесу, были опубликованы результаты опроса российских бизнесменов под заголовком «Из тени в свет перелетая. Российский бизнес за минувшие 30 лет глазами его отцов и детей».

Результаты опроса показали, что в данном случае говорить об укреплении доверия российских граждан к бизнесу не приходится — странная тяга к возвращению концентрированно криминального капитализма 1990-х годов может манить разве что тех, кто сумел сориентироваться в трагические для страны годы или кто готовился и готовил этот хаос заранее. Для народа это прежде всего годы безвременья, потери родины и социального государства. Поэтому возврат в 90-е — страшный сон для большинства граждан России, потерявших не только социальные завоевания СССР, но и зачастую близких людей.

И вдруг часть преуспевших в бизнесе граждан России, которой удалось хоть немного выйти из бешеного капитализма 90-х, заговорила о «святых 90-х» для бизнеса. Причем в большинстве своем об этом заговорили те самые «дети» из упомянутого опроса, которые пережили 1990-е годы именно что в детском возрасте, не хлебнув толком того лиха. Об объективных причинах романтизации 1990-х годов в бизнес-среде, о гражданской ответственности российских бизнесменов и их ценностях в интервью корреспонденту ИА Красная Весна рассказал сопредседатель Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия» Дмитрий Веселов.

Корреспондент: Дмитрий, здравствуйте! В чем специфика бизнеса в 90-е годы, кроме сильной криминальной составляющей? Почему туда вообще может тянуть?

Дмитрий Веселов: Здравствуйте! Я уже не от одного предпринимателя в возрасте 30-40 лет слышу о том, что в 90-х привлекают бешеные прибыли, которые можно было получить. Второе, что прельщает современных бизнесменов — это то, что, да, была криминальная составляющая, но грубо говоря, можно и нужно было уметь находить какой-то общий язык. Зато не было никакого госрегулирования, то есть бизнес делал что хотел. Вот это и притягивает бизнесменов.

Для примера, недавно в Петербурге проходила Всемирная неделя предпринимательства. Парадокс заключается в том, что участники дискуссии, в конце концов, сошлись на том, что сейчас столько проблем, при этом говорится о «выходе из ситуации 90-х», но, судя по всему, там было даже как-то лучше. Звучали заявления, что неплохо было бы и вернуться в 90-е в плане бизнес-климата, несмотря на имевшиеся перегибы.

То есть в основном 90-е у тех, кто их пережил, ассоциируются со свободой предпринимательства, полным разгулом и бешеными деньгами. Да, они понимали, что есть большие риски, но они компенсировались огромными прибылями.

Кстати, тоже показательный момент. Сейчас Африка в контексте саммита «Россия-Африка» в большей степени открывается для российского бизнеса, готова с ним работать и хочет взаимодействовать с российскими бизнесменами. Но каждый здравый бизнесмен в России, который хочет зайти на африканский рынок, четко понимает, что в африканских странах ровно такая же ситуация, как у нас была в 90-е годы. Что в этой мутной воде можно выловить очень большую рыбку.

90-е были связаны с перераспределением ресурсов, ренты. Вроде бы и вышли из безумия 90-х — активы поделили, правила игры задали. Соответственно, основные деньги получает крупный бизнес, который в основной массе своей связан с политической властью, и с теми, кто тогда это все перераспределял. В этом смысле сегодня забиты социальные каналы бизнеса — на верхний уровень пробраться стало гораздо сложнее.

Источник