Аркадий Амелин на «зеленом» форуме RENWEX 2021

Вице-президент Инвестиционной России принял участие в международной выставке и форуме RENWEX 2021 «Возобновляемая энергетика и электротранспорт», который прошел 22-24.06.21 г. в Москве в ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» на Краснопресненской набережной. Аркадий Амелин выступил модератором панельной дискуссия «ВИЭ – энергетика будущего». Мы задали ему несколько вопросов:

 

- Аркадий, мы знаем, что вы традиционно занимались проектами в области транспортной инфраструктуры, туризма, сельского хозяйства. Чем обусловлен ваш нынешний интерес к развитию ВИЭ т.е. возобновляемых источников энергии? В чем актуальность этого вопроса?

- Я уже достаточно давно соприкасаюсь с данной тематикой. К практическому пониманию необходимости бережного отношения к окружающей среде, к основам комплексного экологического мышления я пришел еще десять лет назад, когда вместе с моим зарубежным партнером Дэвидом Дизиком занялся курортным девелопментом и продвижением фракционной модели недвижимости. В те годы я принял участие в реализации ряда проектов в России, Камбодже, Индонезии, на Филиппинах, и в полной мере осознал, как важно бережно и органично вписывать творение рук человеческих в уже созданный нашей матерью-природой глобальный универсум.В сентябре 2017 мне даже довелось выступить по экологической тематике на Международном форуме по сохранению и развитию островов (PIFI, Pingtan International ForumonIsland Conservationand Development) в Китае, на острове Пингтан. Для меня ВИЭ – это только часть гораздо более широкой климатической повестки, цель которой максимально восполнить тот вред, который нанесли окружающей нас среде поколения homo sapiens за десятилетия бурного промышленного развития, научить человека жить и процветать не за счет природы, а в гармонии с ней.

 

- Цель, безусловно, благородная, но, не могли бы вы уточнить…

- Конечно. Мы приближаемся к знаковому событию – ожидается, что 14 июля этого года Еврокомиссия объявит о введении с 2023 года углеродного налога на импортную продукцию с большими выбросами парниковых газов, иначе говоря, с высоким "углеродным следом". Данная мера следует логике соглашения, принятого в Париже 12 декабря 2015 года по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата. Парижское соглашение, которое на настоящий момент подписали 195 стран и ЕС, определяет, что конкретные шаги по борьбе с изменением климата должны быть нацелены именно на сокращение выбросов парниковых газов. Под действие вводимого Евросоюзом углеродного налога может попасть до 40 процентов российского экспорта. Больше всего оно затронет наиболее энергоемкие отрасли, такие как производство электроэнергии, нефтепродуктов, химической продукции, металла, цемента и удобрений. Некоторые эксперты даже высказывали предположение, что снижение доходов наших предприятий может достигнуть 50 миллиардов евро ежегодно. Помимо прочего, российские товары потеряют конкурентоспособность на европейском рынке.

 

- Значительно пострадают интересы российского бизнеса!

- Не только бизнеса. Это коснется всех граждан страны. Снизится маржинальность тех отраслей экономики, которые традиционно вносили значительный вклад в формирование национального бюджета. Компании недосчитаются выручки, а государственная казна доходов, что ставит под удар реализацию как государственных социальных программ, так и программ по стимулированию экономического развития страны.

 

- Какой может быть выход в сложившейся ситуации, и какая тут связь с ВИЭ?

- Самая непосредственная. Указанные обстоятельства вынуждают Россию заняться модернизацией существующих производств с тем, чтобы максимально сократить выбросы СО2 в атмосферу и достичь, в идеале, углеродной нейтральности, а также принять меры к увеличению потенциала экосистем в поглощении выбросов парниковых газов. Это с одной стороны. С другой стороны, нам необходимо сконцентрировать свои усилия на энергопереходе, то есть на поэтапной переориентации с ископаемого топлива на другие, возобновляемые, источники энергогенерации. Вот именно здесь и приходит черед «вступить в игру» ВИЭ, которые должны решить в данном контексте, пожалуй, две основные задачи - обеспечить альтернативное внутреннее энергопотребление в стране, а также предложить замену для продукции, которая традиционно экспортировалась Россией в другие страны, и налоговые поступления от продажи которой составляли значительную часть российского бюджета.

Конкретно эти вопросы вошли в программу международной выставки и форума RENWEX 2021 «Возобновляемая энергетика и электротранспорт», который состоялся 23-25.06.2021 г, и моей панельной дискуссия «ВИЭ – энергетика будущего». 

 

- Как эта проблема решается в других странах?

- В первый день форума RENWEX 2021 на одной из панелей выступила Гаури Синх, заместитель генерального директора Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA). Она привела конкретные цифры - по прогнозам до 2050 года доля ВИЭ в мировом энергобалансе должна составить 90%. Однако уже сейчас в ряде развитых стран, например, в Германии возобновляемая энергетика производит больше электроэнергии, чем традиционная. В прошлом году ветер впервые стал основным энергоносителем в ФРГ, на него приходится больше трети всей генерации электроэнергии, в то время как доля традиционного источника – угля стремительно сокращается. В Великобритании, по данным экологического портала Carbon Brief, в третьем квартале 2019 года впервые ветряные, солнечные, биотопливные и гидроэлектростанции вместе выработали больше электроэнергии, чем электростанции, работающие на угле, нефти и газе.

Если же говорить про ЕС в целом, то в декабре 2019 года был обнародован европейский «Зелёный курс», всеобъемлющая программа действий по переходу к полной углеродной нейтральности к 2050 году. Реализация «Зелёного курса» влечёт за собой резкое сокращение потребления ископаемого топлива в ЕС. Азиатские страны также приступают к энергетическому переходу: Корея и Япония стремятся достичь климатической нейтральности к 2050 году, Китай – к 2060 году. 

Зеленая повестка стала глобальным трендом. В целом, по мнению экспертов, по мере развития ВИЭ и падения спроса на ископаемое топливо страны поделятся на победителей и проигравших. Одни окажутся на позиции лидеров, других ожидают годы экономических потрясений и нестабильности.

 

- А Россия определилась в какой группе ей предстоит занять свое место?

- Ситуация непростая. По оценке заместителя председателя правительства РФ А.Новака доля ВИЭ в энергобалансе России составляет около 2%, хотя ряд экспертов считает, что в реальности - не более 0,5%. Россия долгое время снисходительно относилась к глобальной климатической повестке и сравнительно недавно начала осознавать губительные экономические последствия её игнорирования. Сейчас пытаемся наверстать упущенное. Буквально на днях Президент РФ Владимир Путин по итогам ПМЭФ – 2021 утвердил перечень поручений, где, в том числе, говорится, что Правительство РФ в срок до 1 октября должно подготовить дорожную карту по снижению углеродоемкости российской экономики на период до 2050 года. Кроме того, не позднее чем с 1 июля 2022 года в России должна стать возможным реализация проектов по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению потенциала их поглощения.

Если говорить конкретно про возобновляемую энергетику, то с 2013 года в России работает механизм поддержки ВИЭ на оптовом энергорынке. Уполномоченная структура проводит конкурсные отборы инвестиционных проектов по строительству солнечных и ветровых электростанций, а также малых ГЭС. Выиграв конкурс и заключив договоры о предоставлении мощности (ДПМ) объектов ВИЭ сроком на 15 лет, инвесторы получают гарантию возврата своих вложений с фиксированной доходностью за счет платежей за мощность. Своим Распоряжением от 01.06.2021 года №1446-р Председатель Правительства РФ М.Мишустин дал старт второй программе развития ВИЭ в РФ до 2035 года с общим объёмом господдержки в 360 млрд. руб. В рамках программы также реализуются меры по стимулированию локализации производства оборудования ВИЭ и развитию экспортного потенциала российских производителей.

 

- Вы коснулись темы инвестиций… Какие проекты могут быть интересны российским и иностранным инвесторам в рамках зеленой повестки? 

- Отвечу на Ваш вопрос словами Эрнесто Ферленги, члена Правления Ассоциации европейского бизнеса, который выступал у меня в панельной дискуссии. Он сказал, что 40% технологий, которые необходимы человечеству для того, чтобы осуществить энергопереход, ещё не изобретены. Поле непаханое для новаторов и изобретателей! Климатическая повестка, это новый глобальный тренд, которым беременно человечество. В июле 2020 года почти 2,5 тыс. инвестиционных фондов, имеющих под своим управлением 90 трлн. долл. США, подписались под принципами ответственного инвестирования ООН, и тем самым взяли на себя обязательство вкладывать половину активов в инструменты, соответствующие политике устойчивого развития. Зеленым проектам готовы предоставить свои авуары финансисты практически всего мира. Инвестиционная Россия работает с целым рядом из них.

 

- Можете привести конкретные примеры?

- Расскажу, что интересует другого моего спикера - руководителя канадского инвестиционного фонда, который недавно закрыл сделку, куда привлек свыше 350 миллионов долларов в «зеленый» проект. Это солнечная энергетика, ветроэнергетика, технологии получения энергии в виде электричества, тепла или «зеленого» водорода в результате переработки мусора. К слову, именно такой проект стоимостью около 40 млн. долларов США, предлагающий шведские решения в сфере обращения с отходами на основе плазменной газификации с сопутствующим производством водорода, продвигается Инвестиционной Россией к внедрению в одном из регионов страны в настоящий момент.

 

- Так, какие отрасли вовлечены в климатические проекты? Где реализовать себя изобретателям?

- Промышленное производство, торговля, финансы, энергетика, мусоропереработка… И это далеко не полный список отраслей, открытых ESG-трансформации. Впечатляющие перспективы у транспортного сектора. Ноу-хау, позволяющие снизить стоимость литиевых батарей, увеличить срок их службы, предлагающие их эффективную и безопасную переработку будут в фокусе внимания инвесторов. Есть запрос на технологию хранения и транспортировки водорода. Или вот совсем свежий пример. Недавно Президент России поручил провести экологическую модернизацию технологического оборудования и производственных процессов алюминиевых заводов «Русала» с целью сокращения "углеродного следа". Объем госгарантий по кредитам на экологические цели составит 300 млрд руб.  Объем инвестиций "Русала" превысит 380 млрд рублей до 2027 года плюс к этому компания может привлекать "зеленое" финансирование. Потенциально, здесь открывается реальная возможность для разработчика экологической технологии предложить её металлургам и получить поддержку и инвестиции в свой проект. Аналогичные задачи технологического перевооружения стоят и перед другими российскими компаниями-экспортерами, подпадающими под действие углеродного налога.

 

- Вы назвали основные тренды, направления технологической модернизации, а какие существуют возможности для получения финансирования «зеленых» проектов и технологий?

- Про «зеленые» инвестиции я уже сказал. Когда перевооружаются ведущие отрасли национальных экономик возможность привлечения инвестиций огромная. 

Среди «зеленых» финансовых продуктов есть ещё облигации и кредиты. Облигации могут выпускать как коммерческие структуры, так и административные единицы -  области, города и т.д. для конкретных экологических проектов. В сентября 2020 ОАО «РЖД» разместило первый в истории России выпуск бессрочных облигаций, которые получили подтверждение о соответствии российским и международным стандартам зеленого финансирования. А в мае 2021 года Москва разместила первый в стране субфедеральный выпуск «зеленых» облигаций. Средства, полученные в результате их размещения, будут направлены на финансирование экологических проектов города, таких как замена автобусного парка на электробусы. Если говорить о глобальном рынке «зеленых» бондов, то он оценивается в сотни миллиардов долларов. По оценке Climate Bonds Initiative объем суммарной «зеленой» эмиссии в мире достиг рекордных 269,5 млрд. долл. США в 2020 году, что на три млрд больше предыдущего года. При этом совокупный объем «зеленых» облигаций, займов и сукук на рынке достиг $1 трлн. В 2020 году «зеленые бумаги» были размещены в 53 странах.

 

 - Что такое «зеленые» кредиты?

- «Зеленые» кредиты - относительно новый в России инструмент, который только начал осваиваться российским бизнесом и банками.  Кредиты, привязанные к показателям устойчивого развития, выдаются по более низкой ставке в обмен на достижение экологических показателей - снижение выбросов и т. д., при этом процентная ставка по кредиту может быть повышена или понижена в результате изменения ESG-рейтинга или другого показателя компании-заемщика. За последние несколько месяцев целый ряд российских коммерческих и банковских структур получили финансирование на таких условиях - ПОЛИМЕТАЛЛ, Московский кредитный банк (МКБ), EN+GROUP, МЕТАЛЛОИНВЕСТ, УРАЛКАЛИЙ,  АЭРОФЛОТ  и т.д.

Вообще, Минэкономразвития совместно с ВЭБ.РФ сейчас подготовили фактический регламент развития рынка «зеленого» финансирования (облигаций и кредитов). Это «таксономия», т.е. методология и критерии отнесения проектов к «зеленым», а также описание механизма их верификации. Ожидается, что Правительство одобрит её этим летом.

 

-Очень информационно насыщенное интервью. Спасибо, Аркадий

-Вы знаете, мне очень повезло со спикерами. Некоторых я уже упомянул. Также у меня выступили Михаил Юлкин, основатель и генеральный директор ООО "КарбонЛаб", Владимир Сидорович, директор информационно-аналитического центра «Новая энергетика»,Иван Стариков, научный руководитель Центра зеленой экономики и климата Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ,– все это профессионалы высочайшего уровня. Очень интересен зарубежный опыт Марины Шматовой, руководителя инвестиционного департамента Мозамбикско - Российской корпорации развития. И, конечно, отдельное спасибо Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) в лице директора  Алексея Жихарева и руководителя по внешним коммуникациям Оксаны Макеевой за приглашение приять участие в международной выставке и форуме RENWEX 2021 «Возобновляемая энергетика и электротранспорт» и за помощь в организации и проведении панельной дискуссии.