Олег Лозовой: «Программа ускоренной модернизации экономики России»

Уважаемые коллеги!

Наша страна сегодня переживает непростые времена. Имеется дефицит федерального бюджета, критично выросла долговая нагрузка регионов, упали объёмы ВВП, розничной торговли, также растёт число бедных и безработных. Не говоря уже о серьёзной девальвации за прошедший год национальной валюты и заметном падении уровня доходов населения. В этих условиях правительству страны необходимо, помимо уже принятой и реализуемой антикризисной программы, продолжать искать дальнейшие скорейшие возможные пути выхода из кризиса.

Между тем, на наш взгляд, российская экономика сегодня переживает одновременно сколь сложные, столь же, в известной степени, судьбоносные времена. Ставка, сделанная в прошлом году руководством страны на курс импортозамещения, это единственно правильный выбор. Очевидно, что для решения данной задачи, необходимо как можно скорее начать развивать в России внутреннее потребительское производство. Для чего требуется привлечь существенный объем финансирования.

Мы, инициативная группа Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия», глубоко убеждены, что инвестиции на развитие национальной экономики, в условиях закрытого доступа к дешёвым западным кредитам, найти можно. И отдельно отметим, что для этого совершенно не обязательно «печатать деньги». Также, на наш взгляд, не стоит и уповать на привлечение кредитов от соседней КНР. Ведь этот шаг будет означать, что российская экономика автоматически окажется поставленной под контроль другого государства.

В связи с вышесказанным наше первоочерёдное и ключевое конструктивное предложение заключается в том, что свободные средства, необходимые для модернизации экономики, нужно искать в самой России. А именно: мы предлагаем обратиться к опыту ведущих мировых экономик, где рост частных инвестиций граждан составляет львиную долю объема всех инвестиций в малый, средний и особенно крупный бизнес.

По расчётам экономических экспертов, сегодня на руках у россиян скопились миллиарды рублей, абсолютно никаким образом не работающих на экономику, в том числе – неразмещённых на счетах в российских банках. В этих условиях, представляется более чем разумным заинтересовать людей извлечь эти накопленные средства и запустить их в оборот, в экономику.

Одним из таких абсолютно логичных и разумных шагов видится направление (инвестирование) свободных денежных средств населения, прежде всего, в средний и крупный бизнес. Однако для того, чтобы люди пустили свои средства в оборот, необходимо создать им соответствующие благоприятные, привлекательные условия. Для того чтобы люди совершенно спокойно стали относиться к частному инвестированию, им, необходимы твёрдые гарантии.

Мы опросили потенциальных частных инвесторов, при каких условиях они готовы будут инвестировать свои личные сбережения в экономику России? Почти всеми опрошенными было выделено 3 основных момента: страховка на инвестицию (по примеру системы страхования банковских вкладов, в размере до 1,5-3 млн. руб.), приоритет возврата инвестиций инвестору без потери доли владения инвестированной компании до момента выплаты налогов и дивидендов (из первичной прибыли), налоговые каникулы для инвестированного предприятия сроком на первые 2-3 года.

Такие гарантии, на наш взгляд, могут быть предоставлены путём принятия Федерального закона – «О страховании инвестиций физических лиц в средний и крупный бизнес Российской Федерации». В соответствии с предлагаемым законопроектом под защитой (гарантией) вышеназванной системы страхования будут находиться все инвестиции населения, направленные на поддержку и развитие среднего и крупного бизнеса, и ограниченные максимальным размером до 1,5–3 млн руб.

В соответствии с новым законом предлагается создание системы обязательного страхования денежных средств населения, инвестированных в средний и крупный бизнес на территории Российской Федерации – по примеру уже существующей системы обязательного страхования банковских вкладов населения (ССВ). Полномочия по реализации системы страхования предлагается возложить на созданное – в соответствии с предлагаемым законопроектом – Государственную корпорацию «Агентство по страхованию частных инвестиций (в средний и крупный бизнес)» (АСЧИ).

Совершенно очевидно, что появление такого закона и создание такой системы страхования частных инвестиций позволит значительному числу (десяткам, сотням тысяч) рядовых граждан РФ абсолютно заинтересованно подойти к вопросу вложения (инвестирования) личных накоплений в реальный бизнес, а значит, и в экономику России.

Далее, после принятия закона о защите частных инвестиций и учреждения «АСЧИ», в рамках реализации соответствующей федеральной программы государство сможет (в рамках настоящей концепции) провести конкурс по отбору предприятий подпадающих под действия данного закона. После чего с данными отобранными предприятиями будут подписаны договоры страхования на инвестиции. В свою очередь сами предприятия объявят населению (путём размещения открытой рекламной информации) о привлечении частных инвестиций под страховые гарантии государства.

Таким образом, предприятия смогут привлечь инвестиции, благодаря которым будут отстроены производственные площади (возможно, целые индустриальные парки) и запущено производство. Сами частные инвесторы со временем вернут обратно свои инвестиции (до налогов и дивидендов), после чего с высокой долей вероятности примут решение реинвестировать полученные обратно средства в другие аналогичные предприятия.

Таким образом, для решения сразу двух проблем – создания заинтересованности людей в массовом частном инвестировании и предоставления им гарантий – наша инициативная рабочая группа, созданная на базе Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия» выступает с предложением поддержать данное законодательное предложение и при необходимости доработать его совместно.

На наш взгляд, данная законодательная инициатива будет иметь целый ряд положительных моментов, как для экономики России, так и для благополучия её граждан. Страна получит быстрые рост импортозамещающего производства, рост рабочих мест, рост среднего класса собственников модернизированного производства РФ (граждан РФ), повышение бюджета за счет большей собираемости налогов и т.д. Тем самым станет возможным поднять общий уровень жизни населения, что будет способствовать стабильному росту численности и благосостояния, так называемого, среднего класса.

Главным же итогом принятия новой федеральной госпрограммы станет возможность скорейшего вывода национальной экономики из кризиса и её ускоренная модернизация.