В Китае, на острове Пингтан, (Фучжоу, провинции Фуцзянь), 22-23 сентября 2017 года прошел Международный Форум по Сохранению и Развитию Островов (PIFI, Pingtan International Forum on Island Conservation and Development). Он собрал под одной крышей более 150 китайских и зарубежных экспертов в области "голубой" и "зеленой" экологии, которые обменялись опытом в решении проблем, связанных с глобальным изменением климата, повышением уровня моря и загрязнением окружающей среды. В работе форума также приняло участие значительное количество китайских чиновников разного уровня и представителей бизнеса из ряда стран. В Программе PIFI были заявлены три основные сессии: "Экономика прибрежного туризма", "Охрана окружающей среды острова" и "Предотвращение и смягчение воздействия стихийных бедствий на остров".
В работе форума принял участие Вице-президент Инвестиционной России Амелин Аркадий Владимирович. Представитель ИР выступил с докладом "Девелопмент элитного курорта на острове. Преимущества, вызовы и требования". Полагаясь на свой богатый опыт в создании и развитии курортов и туристско-рекреационных кластеров, Аркадий рассказал о том, как, используя природные, а также сотворенные руками человека преимущества, создать на острове популярную и процветающую зону отдыха.
Следует отметить, что инициатива проведения международного мероприятия такого уровня совсем молода - первый форум на Пингтане прошел в прошлом 2016 году. Однако она имеет свою предысторию, которая глубоко корениться в хорошо продуманной стратегии развития Китая, как на международной, так и на внутренней арене.
По утверждению организаторов, форум проводится во исполнение распоряжения Генерального Секретаря ЦК КПК Си Цзиньпиня превратить Пингтан в международный туристский остров. Кроме того, Пингтан, обладая уникальным географическим положением и богатыми природными ресурсами, служит одними из морских ворот и критически важной отправной точкой китайской инициативы «Один пояс и один путь» в части проекта «Морской шёлковый путь XXI века». Очевидно, что данный проект является инструментом по наращиванию экономического влияния Китая во всем регионе, в том числе и на островные государства Тихого океана (Pacific Island countries), такие как Фиджи, Маршалловы острова, Микронезия, Самоа, Соломоновы острова, Вануату и др.
Однако, дело не только в туризме, торговле и инициативе «Один пояс и один путь». Вопрос гораздо шире. Речь идет о глобальном геополитическом противостоянии крепнущей год от года мировой сверхдержавы Китая и её основного конкурента США.
При этом, крайнее раздражение такая политика Поднебесной вызывает не только у Соединенных Штатов, но и у локальных держав этой части Азиатско-Тихоокеанского региона - Австралии, Новой Зеландии и Японии, которые в течение многих лет являлись лидерами по оказанию экономической помощи слаборазвитым островным государствам этой части света. Взамен доноры получали значительные привилегии в виде благоприятного режима для своего бизнеса, доступа к природным ресурсам, влияния на внешнюю и внутреннюю политику в странах-реципиентах.
Последнее время ситуация стала меняться, и на данный момент Китай превратился в третий в регионе по значимости источник официальной помощи в целях развития (official development assistance - ODA) в объеме 1,78 млрд. долларов США, оказанной в период между 2006 и 2016 годами, лишь немного уступая Соединенным Штатам.[i] Справедливости ради следует отметить, что Австралия с размером помощи около 8 млрд. долларов США пока еще является непререкаемым лидером.
Однако Поднебесная за счет дипломатии с успехом компенсирует отставание в экономическом влиянии, зарабатывая политические очки своей активностью на международной арене, сумев поднять отношения с 8 островными странами на уровень “стратегического партнерства". Яркой иллюстрацией успешности этих усилий служат сказанные ещё в 2013 году слова премьер-министра Самоа Саилеле Туилаепа о том, что Китай является лучшим другом тихоокеанских островных стран, чем Соединенные Штаты.
Характерно, что за день до PIFI на Пингтане прошел круглый стол на уровне министров с участием официальных представителей 12 островных государств. В число участников вошли Антигуа и Барбуда, Самоа, Кабо-Верде, Мальдивы, Шри-Ланка, Сан-Томе и Принсипи и др. Учитывая, что географически это гораздо более широкий охват, чем азиатско-тихоокеанский регион, можно смело сказать, что встреча явилась ещё одним подтверждением глобальности притязаний Китая на лидерство в сотрудничестве с островными государствами мира.
Стоит сказать несколько слов о том, какое отражение имеет данная внешнеполитическая островная стратегия Поднебесной на внутреннюю политику страны.
Пример Пингтана в этом отношении очень показателен. Китай это страна, в которой умеют принимать стратегические решения, влекущие революционные изменения в жизни людей, и претворять эти решения в жизнь. Ещё совсем недавно остров был глухой провинцией с плотностью населения значительно меньшей, чем в среднем по стране.
И вот, в новейшей истории Пингтана, начиная с 2011 года, были обозначены три вехи, радикально преобразовавшие неспешно складывавшуюся в течение тысячелетий социотехническую среду обитания местного человеческого сообщества. Правительством Китая были приняты три концептуальных решения по развитию острова - о создании "Всесторонней Экспериментальной Зоны", затем "Зоны Свободной Торговли", и, наконец, "Международной Туристской Дестинации".
В регион пришли значительные государственные средства, которые были направлены на строительство аэропортов, высокоскоростных магистралей, мостов, электростанций и прочей современной инфраструктуры. Для разработки генплана были приглашены лучшие дизайнерские, архитектурные и планировочные компании со всего мира. В короткий срок возведены кварталы многоэтажных жилых домов, появились офисы банков, торговые и развлекательные центры, спортивные площадки. В общей сложности было разработано и принято более 150 реформаторских политических решений в таких областях, как налогообложение, финансы, инвестиции, землепользование и таможенный надзор, что сделало регион крайне привлекательным для ведения бизнеса. Много внимания уделяется сохранению и восстановлению исторического и культурного наследия, включая строительства крупнейшего в Азии пингтанского Музея Искусств площадью 40 000 кв.м., расположенного в пещерах рукотворного острова. Особое значение администрация провинции стала также придавать вопросу развития туризма.
Именно эта тема была определяющей в переговорах Вице-президента Инвестиционной России Аркадия Амелина с представителями местных властных структур. Были достигнуты предварительные договоренности о сотрудничестве и новых встречах.
Говоря о своих впечатлениях о поездке в Китай, Аркадий Амелин заметил, что масштаб и скорость происходящих там изменений поражает. Только посетив страну, и увидев все собственными глазами, начинаешь понимать, какую невероятную скорость обновления и прогресса развила эта великая азиатская сверхдержава. И в этой связи, для России очень важно оставаться партнером и добрым соседом Китая. А ещё неплохо бы постараться если не догнать, то, хотя бы, не слишком отстать от соседа.
Последней яркой метафорой стремительного развития Китая, явился Маглев (Maglev) - экспресс на магнитной подушке, которой с головокружительной скоростью 430 км. в час домчал Вице-президента Инвестиционной России из центра Шанхая в аэропорт Пудонг на обратный самолет в Москву.
Да, трудно будет не отстать...
2014-2024 © Инвестиционная Россия Условия использования проекта | Политика конфиденциальности | Разработка проекта